Особенность задач УМО университетов состояла в том, чтобы разработать концепцию высшего биологического образования (на основе традиций, сложившихся в университетах) и затем создать государственные образовательные стандарты. Таким образом, в разработке и реализации стратегии профессионального биологического образования принимала участие (благодаря УМО) широкая вузовская общественность. При этом в первом, втором и в третьем поколении стандартов были обозначены и увеличивались академические свободы вузов. Эти свободы заключались в достаточно широком выборе вузовских и региональных дисциплин, образовании новых специализаций, которые соответствовали возможностям и научному лицу вуза и потребностям региона.
В то же время увеличивалась и свобода выбора студентами «маршрута» образования: возможности межвузовского обмена студентами, выбора дополнительных дисциплин по индивидуальным интересам и т.д.
Сама необходимость государственного образовательного стандарта определилась в 1990е годы и позднее в связи с образованием многих новых учебных заведений (в том числе университетов) и возрастания их академических свобод. Таким образом, Советы УМО (по направлениям образования) должны были определить инвариантную часть образовательной программы, обязательную для всех вузов, которые реализуют университетские специальности. Фактически это означало определить стратегию развития «образовательного пространства».
Органы государственного управления в целом организуют эту работу, а широкое обсуждение, творческая инициатива и обратная связь с вузами осуществляется в рамках УМО, которые предлагают инновационные про-граммы, новые лекционные курсы, актуальные специализации и т.д.
Разработка образовательных стандартов поручается УМО Министерством образования и науки. В последние годы это делается на конкурсной основе. Разработка ГОС-3 в 2005г. проводилась в рамках Федеральной целевой программы «Развитие образования» (разд. Ф-375), в 2006 г. также в соответствии с Национальной программой «Образование» (разд. «Инновационный университет»). В целом эту работу организует и координирует группа УМО в ректорате, регулярно проводящая совместные совещания заместителей председателей Советов УМО по направлениям.
Результаты работы Учебно-методического Совета по биологии УМО в области стандартизации образования:
- Разработана Концепция Российского университетского биологического образования
- В соответствии с Концепцией разработаны Государственные образовательные стандарты ВПО в области биологии
- 1 поколения – 12 стандартов (1994–1995 гг.)
- 2 поколения – 12 стандартов (2000 г.)
- 3 поколения – в компетентностном общеевропейском формате были подготовлены 12 стандартов (2007–2008 гг.). В соответствии с Законом об образовании Министерством образования и науки утверждены (2014г.) Федеральные государственные образовательные стандарты бакалавра и магистра.
К этим стандартам подготовлены и сертифицированы Примерные образовательные программы с методическим обеспечением. Эти программы опубликованы на сайте УМО МГУ.
Последние редакции Стандартов
Последние редакции Программ
Последние редакции Учебных планов
Компетенции
- (OK-1) Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
- (ОК-2) Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
- (ОК-3) Способность использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности
- (ОК-4) Способность использовать основы правовых знаний для применения в различных сферах жизнедеятельности
- (ОК-5) Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия
- (ОК-6) Способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
- (ОК-7) Способность к самоорганизации и самообразованию
- (ОК-8) Способность использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности
- (ОПК-3) Биология-бакалавриат. «Способность понимать базовые представления о разнообразии биологических объектов, значение биоразнообразия для устойчивости биосферы, способность использовать методы наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов»
- (ОПК-1) Биология-аспирантура. Способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в профессиональной области биологических наук с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
- (ОПК-2) Биология-аспирантура. Готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программ высшего образования в области биологических наук
- (УК-1) Аспирантура. Способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях
- (УК-2) Аспирантура. Способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки
- (УК-3) Аспирантура. Готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач.
- (УК-4) Аспирантура. Готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках
- (УК-5-6) Аспирантура. Способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития - Проект
Разработаны, опубликованы и распространены в вузах нормативные документы и методические рекомендации по вопросам методологии перехода на новые образовательные программы и организации учебного процесса в соответствии с требованиями новых стандартов:
Опыт внедрения ФГОС нового поколения, актуальные задачи и трудности отражены в материалах доклада д.б.н., зам. председателя УМС по биологии УМО по классическому университетскому образованию О.П. Мелеховой:
Модернизация образовательных программ в соответствии с новой редакцией ФГОС. Механизмы и смысл. (Мелехова О.П., июнь 2014)
О развитии стандартизации высшего образования (Мелехова О.П., декабрь 2014)
Модернизация основных образовательных программ высшего образования (ООП ВО) в соответствии с ФГОС 3+ (Мелехова О.П., декабрь 2014)
Разработка основных образовательных программ высшего образования по направлениям подготовки кадров высшей квалификации в соответствии с ФГОС 3+ (Мелехова О.П., декабрь 2014).